Проективная методика «Человек под дождём»

Здесь мы собрали всю необходимую информацию для проведения и интерпретации рисуночного теста «Человек под дождём». Направлена она на диагностику и анализ стрессовой ситуации. Подходит как детям, так и взрослым.

При написании мы основывались и на интернет-источники, и на личный опыт проведения этого теста. Если Вы найдёте какие-то спорные/непонятные моменты или захотите поделиться своими наблюдениями, будем рады Вам в комментариях.

Что определяет и как проводить

Методика построена на основе классической методики «рисунок человека», призванной определять общее состояние и особенности характера. Подходит она как детям, так и взрослым. В данном рисуночном тесте предлагается нарисовать на одном листе человека, а на другом — человека под дождем. Также можно просто сложить пополам один лист. Чаще всего используются цветные карандаши (важно, чтобы был доступен полный набор цветов), но при их отсутствии можно обойтись и простым карандашом. Анализ цветов, разумеется, не проводится в этом случае.

Первый рисунок показывает человека в обычной ситуации, второй — в стрессовой. Таким образом, если имеется неблагоприятная ситуация, то можно рассматривать первый рисунок как общее описание состояния человека, а второй — как уточнение причин и последствий стресса. Сравнение двух рисунков дает представление об используемых защитных механизмах и стрессоустойчивости в целом. Если задачи изучения изменений, происходящих с человеком в неблагоприятной ситуации, не стоит, можно ограничиться только рисунком человека под дождем для экономии времени. Также стоит отметить, что иногда такие исследования проводятся для определения состояния здоровья: известно, что люди стараются избегать рисования поврежденных участков тела. Так, например, если у рисующего сломана рука, скорее всего, на рисунке он постарается скрыть эту руку за спиной, в карман или прорисует менее тщательно и красиво, чем другую руку.

В процессе рисования важно наблюдать за поведением и состоянием испытуемого. Наблюдая, с чего человек начал рисование, часто ли стирал нарисованное и какие части рисунка проработал наиболее тщательно, можно сделать много выводов.

Как анализировать

Воспринимать рисунок следует в первую очередь в целом и только после углубляться в частности. Также необходимо провести обсуждение рисунка. Автор должен рассказать о том, что происходит на рисунке, как себя чувствует человек на первом и на втором рисунке, один ли это и тот же персонаж.

Важно знать, воспринимается ли автором рисунка дождь как негативный фактор. Есть у этого человека вообще привычка ходить под зонтом? Это может значительно повлиять на интерпретацию. Например, если человек обычно не пользуется зонтом, то его отсутствие на рисунке вряд ли может говорить о плохой адаптации. Стоит учесть, насколько хорошо рисует человек. Некоторые особенности рисунка могут быть связаны не с состоянием, а с невозможностью изобразить лучше некоторые части тела. Высокие художественные навыки также влияют на результат. В данном случае следует больше внимания уделить средствам художественной выразительности, общей картине и времени, затраченному на прорисовку каждой детали.

Примеры дополнительных вопросов:

  • Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?
  • Как он здесь оказался?
  • Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?
  • Kакое у него настроение?
  • Что ему больше всего хочется сделать?
  • Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу?
  • Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность?
  • Любите ли Вы дождь? Почему?
  • В какой момент времени мы его застали?
  • Что с ним будет дальше?
  • Если человеку под дождём плохо, то чем ему можно помочь?
  • Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?
  • Что Вы чувствуете, когда смотрите на свой рисунок?
  • Что для Вас значит каждая его деталь?

Положение фигуры человека

  • Слева направо фокус смещается со своих мыслей и переживаний на внешний мир. С пассивности к активности и с прошлого на будущее. Например, если человек повернут влево, мысли больше сосредоточены на событиях прошлого. Это же правило работает и при анализе положения человека на листе.
  • Если виден затылок или человек изображен спиной, можно сказать о замкнутости, уходе от решения конфликтов.
  • Человек изображен бегущим — автор рисунка хочет убежать от проблем.
  • Шагающий человек означает хорошую адаптацию.
  • Стоит неустойчиво — напряжение, отсутствие стержня, равновесия.

Положение человека на листе

  • Чем выше рисунок, тем выше самооценка. Это же можно сказать о размере фигуры. Так что когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
  • Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
  • Также можно говорить о том, что снизу вверх происходит переход подсознательного к сознательному. Так внизу листа чаще будут изображены неосознанные особенности, потребности и страхи. Можно оценивать смещение к верхней части листа и как отрицание бессознательного, преобладание материального в жизни.

Средства защиты от дождя

Обозначают защитные механизмы. Например, зонт, плащ, дом, остановочный комплекс и т.п. Большое количество средств защиты — это либо признак чрезмерного невротического желания защищаться от неприятностей, либо продуманность до мелочей. Что именно, чаще всего можно определить в контексте рисунка в целом.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов, зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом (или заменяющими их людьми), которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Очень большой зонт также означает желание получить поддержку авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптации и потребности в защите. Шляпа на голове — потребность в защите от вышестоящих лиц.

Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Фон, окружение

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), могут символизировать значимых людей для автора рисунка.

Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов.

Животные и птицы – потребность в ласке и заботе.

Дождь

Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.

Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.

Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.

Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.

Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Лужи, грязь

Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). Лужи — скажут нам о том, что человек уже давно пребывает в стрессовой ситуации, о том, что его стресс принял хроническую форму.

Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.

Если справа – предвидит их в будущем.

Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Тучи

Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности. Также могут указывать на то, что человек хорошо знаком с основным источником своего стресса и постоянно о нём думает.

Молния

Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.

Радуга

Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Человек

Тенденции.

Признаки эмоциональной холодности — схематичная фигура; лицо частично или полностью не прорисовано

Признаки импульсивности — много движений у фигуры; взлохмаченные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды

Признаки конфликта в семье — ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции.

Признаки инфантильности — человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками.

Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

Поза, ракурс

Слева направо акцент смещается с себя на мир, с прошлого на будущее и с пассивности на активность.

Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.

Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.

Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.

Человек лежит или сидит – пассивность.

Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.

Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.

Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.

Иногда изображение фигуры в профиль или со спины можно трактовать как желание отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.

Голова — сфера интеллекта и контроля.

  • Чем больше голова, тем больше значимость интеллекта
  • Отсутствие головы может говорить о гиперактивности, импульсивности и, иногда о психических расстройствах (как и отсутствие любой другой важной части тела).

Шея — связь разума с чувствами. Чрезмерно крупная шея говорит о том, что рисующий осознает свои телесные импульсы и старается их контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознании своих телесных импульсов. Короткая толстая шея — потакание слабостям, желаниям. Шея перевязана платком — разрыв связи между разумом и чувствами.

Плечи — признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощущение собственной ничтожности. Покатые плечи — уныние, отчаяние, чувство вины.

Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избегать неприятных воздействий.

Глаза

  • Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
  • Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
  • Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
  • Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
  • Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
  • Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.

Нос

  • Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
  • Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
  • Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.

Рот

  • Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм. Также может означать невозможность открыто выражать свое мнение.
  • Впалый рот – пассивность.
  • Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
  • Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
  • Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.

Уши

Чем больше уши, тем больше значения придается мнению со стороны и тем спокойнее человек воспринимает критику.

Волосы

  • Волосы сильно заштрихованы – тревожность.
  • Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.

Туловище

  • Чрезмерно крупное — наличие неудовлетворенных потребностей, желаний.
  • Тело квадратное — признак мужественности.
  • Тело очень маленькое — чувство унижения, обесценивания.
  • Очень полная фигура – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
  • Длинная, худощавая – астения.
  • Уродливая – негативизм, импульсивность.
  • Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
  • Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
  • Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
  • Фигура с татуировкой – негативизм или демонстративность. Если изображена татуировка, присутствующая у человека, это также может просто указывать на её значимость (следует задать соответствующие вопросы).

Руки – символ межличностного взаимодействия и возможностей человека.

  • Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
  • Руки расположены близко к телу – напряжение.
  • За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
  • Руки за спиной означают нежелание уступать, однако агрессия находится под контролем.
  • Руки расставлены в разные стороны – общительность.
  • Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости. Руки слишком длинные — большие амбиции.
  • Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
  • Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении. Отсутствие рук — нежелание общаться, чувство собственной неадекватности.
  • Очень большие кисти – потребность в общении.
  • Кисти рук зачернены – конфликтность.
  • Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
  • Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об открытости, стремлению к действиям.
  • Если руки шире у запястий, чем у плеч, это говорит об импульсивности в действиях.
  • Если руки изображены отдельно от тела — импульсы тела для рисующего неподконтрольны.
  • Руки напряжены и прижаты к телу — ригидность, неповоротливость, напряжение.
  • Пальцы на рисунке олицетворяют чувства, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную агрессивность.
  • Связанные руки (или другая форма лишения движения) — невозможность изменить внешнюю ситуацию, отсутствие веры в свои силы или возможности их проявления.

Ноги

  • Ноги широко расставлены – потребность в общении.
  • Ступни ног отсутствуют – пассивность.
  • Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
  • Ступни ног большие – потребность в опоре.

Одежда

Функция одежды — «формирование защиты от стихии».

  • Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите.
  • Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
  • Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
  • Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
  • Другие особенности одежды трактуются на основе беседы.

Цвет в рисунке

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок (если тест проводится ребенку) обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

  • Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
  • Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
  • Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
  • Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
  • Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
  • Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Сравнение двух рисунков

В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Увеличение размера фигуры иногда встречается у людей, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда человек нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.

Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения.

Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц. Соответствует ли примерный возраст человечка возрасту самого художника? Регресс в детство покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или подростка изображён взрослый человек или старик, это говорит о том, кому склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы.

Также стоит обратить внимание на то, как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *